Эффект наблюдателя или «Человек перед камерой»
- Человек перед камерой — не такой, как в обычной своей жизни
(за исключением, наверно, репортажной съемки, когда он не знает, что находится под прицелом камеры и ведет себя естественно). Тут, правда, можно углубиться в тему социальных ролей и масок, которые все мы носим, но не в этой публикации.
Итак, герой съемки отчетливо ощущает присутствие наблюдателя (фотографа) и, как правило, тут же вживается в какой-то образ (дежурная улыбка, отрепетированная и доведенная до автоматизма поза, а бывает и просто скованность) — и вот, на снимке (даже на селфи) мы видим вроде бы себя, и при этом не себя — не таким как видим своим внутренним взором или в зеркале. Перед нам тот образ, который мы создали (сознательно или подсознательно). А далее на этот слой (образ) накладывается следующий — и это…
- Внутреннее состояние фотографа
Влияние фотографа на процесс и результат съемки просто неизбежно.
И, получая кадры, герой сьемки видит себя глазами того, кто его снимал. Поэтому считаю, что очень важно — из какого состояния фотограф сам наблюдал и снимал человека — из состояния любви и восхищения, спокойствия и уверенности или он был нагружен своими проблемами, чувствовал неуверенность или безразличие — это точно отразится на снимке (кстати, это применимо к съемке не только людей, даже пейзажи можно снимать по-разному, находясь в различных состояниях/настроениях и это точно считывается людьми, смотрящими на снимки)
Я понимаю почему так люблю и ищу возможности снимать не постановочные кадры, а так называемый life style и ещё больше — реальные процессы, когда «влияние наблюдателя» минимально (совсем его избежать думаю невозможно): кадры получаются более живые и «настоящие», они про чувства, которые проживаются прямо на съёмке. Для того, чтобы их сделать, мне нужно привести человека в его обычное состояние бытия, а ещё лучше — в состояние радости и расслабленности, чтобы он, как ребенок, не думал о том, что будет дальше, и как он выйдет на снимке, и куда лучше деть ногу или руку (если нужно, я конечно подскажу, но делаю это редко).
И я сама, готовясь к съемке, привожу себя в нужное состояние, чтобы снимать из любви, восхищения и с интересом.
В процессе обработки кадров у меня часто случаются «визуальные оргазмы», я на время по уши влюбляюсь в героев своих съемок и кайфую от полученных результатов (кадров). Это тоже каким-то образом «заряжает» кадры.